Шокирующий тест ABS.BY: антифризы горят ярким пламенем!

Кто бы мог подумать, что антифризы горят! Не все, правда, но те из них, которые на такое способны, полыхают так, что на их огне, по всей видимости, можно поджарить, например, яичницу! Надо будет как-нибудь это проверить, однако согласитесь, что использование антифризов в качестве топлива для приготовления пищи — это совсем не то, что от них ждут.

Термин "антифриз", прижившийся как название жидкостей, которые используются в системах охлаждения двигателей, происходит от английского antifreeze, что переводится — "против замерзания". Но такое название не только не полностью отражает функциональное назначение антифризов, но и существенно его умаляет.

Способность жидкости, залитой в систему охлаждения, не превращаться в лед при отрицательных температурах окружающей среды, безусловно важна, однако в первую очередь антифриз должен эффективно охлаждать мотор и не допускать его перегрева, с тяжестью последствий которого для силового агрегата мало что сравнится. Вот чего ждут от антифризов прежде всего.

Мы решили проверить, при какой температуре закипают охлаждающие жидкости, для чего закупили в точках, торгующих антифризами в розницу, 8 образцов разных торговых марок.

Поскольку, по словам продавцов, наибольшим спросом пользуются недорогие жидкости, для экспертизы покупались антифризы стоимостью до 40 тысяч рублей за килограммовую упаковку.

С закупленными образцами мы отправились в лабораторию, сотрудники которой, занимающиеся антифризами профессионально, пообещали с максимальной наглядностью показать нам, что же мы купили на самом деле.

Первыми испытуемыми стали антифризы марок Sintec и "Сибирь".

Под крышкой флакона Sintec обнаружилась защитная мембрана. Как заметили коллеги из лаборатории, это обнадеживающий, но необязательный признак качественного антифриза. При наличии под пробкой отрывного кольца практического смысла в пломбировании горловины флакона с помощью мембраны нет. На такой шаг производитель, а им в случае с Sintec является ЗАО "Обнинскоргсинтез" (Обнинск, Россия), идет преимущественно из маркетинговых соображений, чтобы показать потребителям качество своей работы.

Среди надписей на тыльной стороне флакона находим, что Sintec используется при температуре до +110°С. Вот и посмотрим, может, это тоже маркетинг?

Первые пузырьки пара, которые, впрочем, оторвавшись от дна посуды, тут же схлопываются, обнаруживаем при +92°С.

Это начало кипения, но по-настоящему Sintec начал кипеть, когда температура достигла почти 98°С. Учитывая, что системы охлаждения во избежание преждевременного закипания жидкости работают под некоторым избыточным давлением, которое поддерживается клапаном в пробке расширительного бачка, по идее Sintec должен справиться со своими обязанностями.

Однако на этом испытания не закончились. У сотрудников лаборатории была припасена лучина, которую зажгли, а огонь внесли в испарения Sintec. Лучина погасла, что по совету коллег мы пока констатировали лишь как факт и перешли к проверке "Сибири".

Мембраны под крышкой нет.

Зато заявленная изготовителем ООО НПО "Органик-Прогресс" (Дзержинск, Россия) предельная температура использования "Сибири" — 120°С, о чем на товарной этикетке говорится дважды. Дзержинск — это должно заслуживать доверия, но почему, об этом чуть ниже, а пока смотрим, что нам покажет "Сибирь".

Правда, этот фокус можно показывать в цирке? Я не про то, что проба "Сибири" закипела во всем объеме, начиная уже с 91,7°С.

Я про то, что произошло с огнем лучины, — от него, как от искры, возгорелось пламя! И еще какое — полыхнуло так, что от неожиданности я чуть не выронил диктофон, на который шла фиксация происходящего наряду с фото- и видеосъемкой. Обещали мне максимальную наглядность — я получил ее в лучшем виде.

Однако при покупке я не нашел в составе "Сибири", указанном на этикетке, ничего подозрительного. Этиленгликоль, вода, пакет функциональных присадок и краситель — это стандартный набор компонентов антифризов, который упоминается в любом справочнике по автохимии. Подобная рецептура и у Sintec, но его испарения лучину ожидаемо погасили, так как первой из охлаждающей жидкости должна испаряться вода, а не этиленгликоль, который хоть и горюч, но имея температуру кипения 197,6°С, испаряется крайне "неохотно". Тогда почему "Сибирь" горит, а Sintec — нет?

По мнению сотрудников лаборатории, мы стали свидетелями горения паров метанола, который среди компонентов на этикетке "Сибири" не упоминается, но в составе антифриза, скорее всего, содержится. Этим же объясняется и низкая температура кипения "Сибири", ведь метанол закипает уже при 64,7°С.

О том, почему метанол мог оказаться в "Сибири", поговорим чуть позже, а у нас уже готова к испытаниям следующая пара — тосол Arctic и антифриз Starex.

Жидкость Arctic, производителем которой значится ООО "БЛЮ СТАР" (Дзержинск, Россия), — единственный тосол, принявший участие в нашем тесте. Если антифриз — общепризнанный международный термин, то название "Тосол" отечественное. Появилось оно во времена Советского Союза и происходит от аббревиатуры ТОС — технология органического синтеза. Остальные две буквы были добавлены для благозвучия в подражание наименованиям зарубежных технических жидкостей. Дзержинск, кстати, славен именно тем, что здесь тосол и был разработан. Однако по составу и назначению ничем особенным от охлаждающих жидкостей, в названии которых используется термин "антифриз", тосол отличаться не должен.

На этикетке, как привет из прекрасного далека, указание на ГОСТ 28084-89, который в советские времена регламентировал качество охлаждающих жидкостей. Неужели, вступив в силу в 1989 году, он действует до сих пор? Посмотрим…

И первое, что мы увидели, — в лабораторную емкость поместилось все содержимое флакона Arctic без остатка. Как же так? Когда мы заливали примерно по 800 мл Sintec и "Сибирь", во флаконах еще что-то осталось. Залили те же 800 мл Arctic — ушел весь флакон, хотя на его этикетке, как и на этикетках Sintec и "Сибирь", указано, что масса равна 1 кг. Залили Starex — опять во флаконе немного осталось. Пробки во всех купленных флаконах — с отрывным кольцом, кольца нигде не сорваны. Вывод — наблюдаем недолив Arctic при производстве.

А следующее, что мы смогли наблюдать, — как Arctic закипел уже при 85°С, а затем его пары, подожженные лучиной, вспыхнули синим пламенем!

И вслед за Arctic таким же пламенем полыхнул Starex, закипевший перед этим при 91°С.

Далее в лабораторную посуду было перелито содержимое флаконов NordTec и Sputnik.

В компонентном составе NordTec от ПТЧУП "КиликияПлюс" (Минск, Беларусь) наряду с этиленгликолем, водой, функциональными присадками и красителем был заявлен пропан-1.2.3-триол. В этикетке было сказано, что за счет смачивающей способности пропан-1.2.3-триола обеспечивается защита от локальных зон перегрева в головке блока. Почему только в головке, а не во всей рубашке охлаждения — непонятно, но ладно.

Поначалу NordTec повел себя так же, как проверенные ранее жидкости, за исключением Sintec. Первые пузырьки появились в NordTec, когда термометр показал 87°С. Мы затаили дыхание, ожидая, что к 92-94°С жидкость забурлит во всем объеме, но нет — NordTec вдруг проявил невиданную нами до сих пор замедленную динамику закипания, из-за чего закипел по-настоящему, лишь когда нагрелся до 102°С. Удивившись столь заметной разнице между температурой начала закипания и полным кипением, мы не удивились, когда огонь, внесенный лучиной в испарения NordTec, погас.

Еще NordTec порадовал тем, что помимо веса 1 кг на этикетке указан и номинальный объем — 841 мл. В конце концов, в технических характеристиках двигателя объем системы охлаждения указывается в литрах. Антифриз покупают, предполагая, что он разлит в упаковки литрами, а не килограммами, но ни на одном из испытанных до NordTec антифризов мы не нашли указания на объем упакованной жидкости.

Однако Sputnik все вернул на круги своя. Изготовитель — ООО "Промсинтез" (Дзержинск, Россия). Опять Дзержинск — и опять фиаско. Похоже, что-то неладное происходит на родине знаменитого тосола.

Последняя пара — Pilot и GreenCool.

Изготовителем Pilot значится ООО "ТРЭКСТЭН" (Пушкино, Россия), однако флакон у Pilot точно такой же, как у Sputnik, только из прозрачной пластмассы. Во-вторых, для Pilot и Sputnik заявлен одинаковый компонентный состав: вода, полиопы, алифатические спирты, антикоррозийные и противопенные присадки, краситель, в котором, как видим, этиленгликоль, являющийся классикой антифризного жанра, не упоминается вовсе. Наконец, этикетки Sputnik и Pilot цитируют друг друга, повторяя, что жидкости обеспечивают надежную работу системы охлаждения двигателя при температуре окружающей среды от -40°С до +50°С, в то время как для всех других антифризов, взятых на тест, указан диапазон рабочих температур самих жидкостей.

Похожесть на дзержинский Sputnik пушкинский Pilot подтвердил и во время испытаний — закипел при той же температуре, а после поджига лучиной загорелся.

Последний испытуемый — GreenCool. Производитель — СООО "М-Стандарт", Минский район, Беларусь.

Защитная мембрана под крышкой, указание на этикетке, что объем жидкости — 0,9 л, закипание при 104°С, отсутствие возгорания — разве не показатели?

Тест закончен — вернемся к метанолу. Этот одноатомный спирт, имея температуру замерзания -97°С, действительно оправдывает название Antifreeze в буквальном значении этого слова, из-за чего его водные растворы используются в качестве незамерзающих стеклоомывающих жидкостей. Однако поскольку метанол, как о том говорилось, закипает при 64,7°С, для применения в системе охлаждения он непригоден из-за угрозы образования паровых пробок и последующего перегрева двигателя.

Как же он мог оказаться в пяти из восьми испытанных жидкостях? Скорее всего, из-за своих низкотемпературных свойств, ведь когда покупается антифриз, который не замерзает до указанной на его упаковке температуры, предполагается, что остальным параметрам продукт соответствует априори.

Но главное, что метанол заметно дешевле этиленгликоля. Поэтому, замещая этиленгликоль метанолом, можно получить дополнительную прибыль от производства антифриза. А еще дешевле глицерин, который мог бы успешно замещать этиленгликоль, если бы не был слишком вязким, особенно при низких температурах. Однако вязкость можно корректировать, если вместе с глицерином добавлять в раствор все тот же метанол.

И еще одно соображение. Очень может статься, что среди фирм, занимающихся выпуском легковоспламеняющихся антифризов, есть и те, что также производят стеклоомывающие жидкости. Это в Беларуси "незамерзайки" на основе метилового спирта законодательно запрещены, а в России — нет. Когда у тебя под рукой есть все необходимые ингредиенты, почему не использовать их для увеличения экономической эффективности своего производства?

Напомню, что, по словам продавцов, именно антифризы низшей ценовой категории пользуются наибольшим спросом. Почему же тогда двигатели не кипят массово? Во-первых, избыточное давление, под которым работают системы охлаждения, увеличивает температуру кипения, чем не допускается преждевременное закипание жидкости. Во-вторых, во многих моторах термостаты пропускают антифриз в радиатор уже по достижении температуры 80-82°С. Наконец, на страже находится вентилятор, включающийся, как только появляется опасность перегрева. Поэтому пока исправны клапан в пробке расширительного бачка, термостат и вентилятор, риск перегрева невелик. Но что будет, если в системе охлаждения появились неисправности?

О чем еще заставил задуматься тест? Клапан в пробке расширительного бачка настроен так, что открывается и выпускает испарения в окружающую среду, чтобы избежать повреждения радиатора и выдавливания жидкости по стыкам, как только давление пара под пробкой становится чрезмерным. Но ведь пары метанола токсичны! А как они "прут" из жидкости, видно по тому, как полыхало пламя! Чем в таком случае мы дышим? И второй вопрос: метанол из антифриза испарился — как изменится после этого температура замерзания жидкости, останется ли она antifreeze или замерзнет раньше, чем должна?

Результаты испытаний охлаждающих жидкостей на температуру кипения и воспламеняемость паров
Торговая марка охлаждающей жидкости Изготовитель Температура кипения, °С Воспламеняемость паров
Sintec ЗАО "Обнинскоргсинтез", Обнинск, Россия 98 не горят
"Сибирь" ООО НПО "Органик-Прогресс", Дзержинск, Россия 92 горят
Arctic ООО "БЛЮ СТАР", Дзержинск, Россия 85 горят
Starex ООО "Нижнекамскнефтеоргсинтез", Нижнекамск, Россия 91 горят
NordTec ПТЧУП "КиликияПлюс", Минск, Беларусь 102 не горят
Sputnik ООО "Промсинтез", Дзержинск, Россия 87 горят
Pilot ООО "ТРЭКСТЭН", Пушкино, Россия 87 горят
GreenCool СООО "М-Стандарт", Минский район, Беларусь 104 не горят

Наш вердикт

Мы в шоке от результатов, показанных пятью из восьми взятых на экспертизу образцов охлаждающих жидкостей, ведь это означает, что вероятность купить антифриз, который в двигатель лучше не заливать, превышает 50%! Но не будем отчаиваться, друзья! Все, что мы делали в лаборатории, нетрудно повторить самостоятельно. Плитка есть? Ненужная кастрюля где-нибудь завалялась? Действуйте…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *